04.09.2016

Чего хотят пользователи?

Все мы часто сталкиваемся с такими сайтами, работа с которыми, мягко говоря, не доставляла нам удовольствие. Более того, порой бывает, что пытаясь добиться на сайте ответа на свой вопрос нам приходится иметь дело с такой «организацией» информации,от которой испытываешь почти физическую боль. Хотя, в целом сайт работает без лагов, не тормозит, ошибок не выдает. Но интерфейс кажется сделан внеземной цивилизацией и не поддается здравому смыслу и человеческой логике. 

Так как же нам не наступать на эти грабли и сделать такой сайт, который будет максимально эффективно решать задачи наших пользователей ? Конечно, можно собрать сотни листов статистики и отзывов, полученных от пользователей, проанализировать их и понять каких функций не хватает большинству из них и при решении каких задач возникают наибольшие сложности. Но это не позволит создать по-настоящему нужный, удачный и новый продукт. 

Пользователи не всегда могут описать, чего конкретно они хотят, иногда они даже сами этого не знают. Они могут чувствовать, что им «не удобно», но очень редко могут объяснить, почему. Более того: они могут превратно истолковать свои неудобства или попытаться самостоятельно придумать «как им было бы удобнее», на деле не понимая того, как им было бы удобно на самом деле. 

Как в своё время сказал Генри Форд: «Если бы я спрашивал людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». 

Как помочь пользователю?

Итак, что же делать, если пользователи сами не знают, чего хотят, а если и знают, то не могут нормально сформулировать? Во-первых, забыть слово «пользователь». Оно крайне вредно при проектировании. Его имеет смысл использовать только при составлении текста технического задания. Почему ? Всё достаточно просто: «пользователь» безлик. У него нет имени, пола, возраста, причёски, детей, которые сидят у него на коленях во время работы. Он не думает о том, что надо отвезти машину в ремонт или сварить ужин. «Пользователь» никогда не воскликнет «как же мне надоело заполнять одну и ту же форму десять раз !», он никогда не скажет «чёрт возьми, я опять промахнулся мимо этого элемента на экране смартфона, т.к. автобус тряхнуло!». «Пользователь» — самое серое, безвольное, бесправное и угнетаемое существо на планете. 

Чем заменить пользователя?

И вот тут на первый план выходят они. Кто ? Персоны. Персонификация позволит безликим «пользователям» обрести имя, лицо, профессию, хобби и др. И поможет нам сделать действительно полезный эффективный продукт. Давайте рассмотрим персоны подробнее. 

Что такое персона? Ее характерные признаки

В рамках веб-дизайна персона определяется как описание вымышленного человека в рамках определенной пользовательской аудитории.

Для чего нужны персоны?

Теперь возникает вопрос, как использовать персон ? Что делать если у одних проектов целевая аудитория очень широка и персон можно на составлять сотни, если не тысячи, а у других наоборот, из-за узкой специализации ЦА довольно малочисленна? 

В первом случае нам нужно выделить из широкого круга аудитории, т.н. «основную часть», кого бы мы в первую очередь хотели бы видеть в числе наших клиентов. И подстраиваться под них, надеясь, что другие наши пользователи, которые остались на периферии, тоже будут удовлетворены предложенными решениями. 
Во втором случае, когда ЦА мала, может показаться, что персоны нам не нужны. Зачем их составлять? Мы итак знаем наших пользователей.

На самом деле в этом случае персоны тоже очень и очень полезны. Мы их можем проработать более детально и тщательно. А досконально проработанная персона может помочь вывести дизайн на новый уровень. Никогда не знаешь когда одна маленькая деталь может привести к кардинальной смене концепции проекта. 

Оптимально так же было бы собрать обратную связь от своей целевой аудитории, чтобы проверить свои предположения, использованные при моделировании персон. Так же общение со своей ЦА может натолкнуть на новые идеи, о применении которых вы не могли и подумать. Таким образом, мы пришли к тому, что персоны нужны при разработке любого проекта независимо от его масштаба. Теперь выясним, что мы получаем от изучения персон и как мы это используем.