08.09.2016

Хороший, плохой, оптимизированный

Множество прописных истин о seo-продвижении, переходящих из блога в блог, из форума в форум, на поверку оказываются чем-то из области terra incognita, когда дело доходит до практики. «Сайт продвигает качественный текстовый контент» — это одна из них. Спросим у любого мало-мальски seo-образованного человека, что такое хороший оптимизированный текст? И он выдаст что-то об уникальности, полезности статьи для пользователя, доступности изложения, релевантности запросу, незаспамленности ключевыми словами и тому подобные правильные вещи. 

А теперь пусть каждый вспомнит, сколько действительно интересных и полезных продающих статей ему посчастливилось прочитать. Мы спросим себя: «неужели все эти авторы (копирайтеры, контент-менеджеры) не знают всех этих замечательных вышеперечисленных признаков?» Знают и чаще всего даже детально. Они читали или слышали и про «призыв к действию» и про частоту подзаголовков и про лаконичные абзацы и про доступность синтаксиса предложений и т.п. Благо теоретической информации по этой тематике в сети более чем достаточно (правда, надо признать, довольно однообразной и не слишком углубленной). Однако дефицит конкурентоспособного текстового контента, по-прежнему, остается острым. 

Немного о становлении копирайтинга в России

В начале 2000-х о копирайтере заговорили как о новой модной профессии. Сложился образ некоего свободного художника, в любое время дня и ночи, пишущего тексты рекламного характера для сайтов. И сотни безработных, домработниц, школьников, студентов и др. прогрессивных прослоек нашего общества с энтузиазмом хлынули на освоение новой специальности. Всех привлекало, что это работа из области IT-технологий, для которой, однако не надо было постигать премудростей дизайна и программирования, а просто нужно сесть и написать грамотный текст. А кто не умеет писать? Все умеют. Многие с гордостью и благоговением вспомнили свои пятерки за школьные сочинения, и смело ринулись доказывать свою профпригодность на площадках различных фрилансерских и текстовых бирж. 

Однако отрезвление не заставило себя ждать. Оказалось, что платят за тексты сущие копейки, и только единицы смогли взойти на копирайтерский олимп с доходами сопоставимыми с теми же самыми программистами и дизайнерами. Вся остальная масса варилась в довольно пресном котле, производя унылые тексты, похожие друг на друга, лишенные всякого обаяния и оригинальности. Заказчики, в свою очередь, расценивали труд копирайтера как низкоквалифицированный и с крайней неохотой поднимали цены. 

Уже приблизительно с 2010-х ситуация начала заметно меняться. То ли из-за того, что в этой области стали появляться талантливые амбициозные ребята, то ли из-за того, что требования поисковых систем к качеству текстов существенно возросли, поменялось отношение к профессии. Заработки среднего копирайтера увеличились, а веб-студии начали активно набирать себе людей на эту вакансию, которая в объявлениях по найму нередко называется «контент-менеджер» (круг обязанностей этого специалиста всеми понимается по-разному, и, как правило, написанием текстов не ограничивается). 

Здесь мы бегло, как смогли, описали проблему копирайтинга, чтобы подойти к самым насущным вопросам: почему при наличии обилия теоретической информации, хороших продающих текстов так мало? как может помочь заказчик копирайтеру? Чем объясняется дефицит грамотных seo-копирайтеров? 

Когда б вы знали, из какого сора…

Эта строчка Анны Ахматовой как нельзя точно описывает не только состояние поэта при сочинении стихов, но и написание рекламных текстов копирайтеров. При всем при том я ни в коем случае не сравниваю эти две деятельности: даже самый креативный продающий текст не сможет сравниться с плодами настоящей поэзии. Дело даже не в том, является ли реклама искусством или нет, а в том, что продающий и стихотворный текст имеют разные цели. Первый нужен для довольно конкретных целей — привлечь внимание людей к определенным товарам и услугам, а второй — … впрочем, это лежит уже в области загадочной науки — литературоведения. 

Однако вернемся к нашей теме… Я старательно хотел подвести читателя к мысли об информационном коллапсе, в который попадает SEO-копирайтер. Перед написанием статьи часто приходится сталкиваться с острым недостатком информации по теме, а это, в конечном счете, может плачевно сказаться на реалистичности материала, на доверии пользователей. 

У копирайтера в этом случае два пути: 

1) написать текст, ориентируясь на то, что уже есть на сайте; 

2) запросить информацию у клиента и терпеливо ждать ответа. Второй путь чреват долгим застоем и срывом сроков проекта, т.к. заказчики очень часто не понимают важности роли текста на сайте. Тем более, что в последнее время наблюдается сдвиг пользовательского интереса от визуального контента к текстовому. Это значит, что людям надоело просто просматривать картинки, им захотелось читать интересные статьи, детально описывающие товар или услугу.

Специалист без диплома

Другая проблема SEO-копирайтера состоит в недостатке квалификации. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда начинающему специалисту необходимо окунуться сразу в несколько областей знаний: маркетинг, теория рекламы, оптимизация сайтов и различные филологические дисциплины, с разных сторон описывающие текст. И, кроме того, за плечами должно быть чтение десятков «кирпичей» русской и зарубежной классики, чтобы мог хотя бы два слова грамотно связать. Вы спросите: кто это будет делать? Ответ естественно лежит на поверхности… 

Самообучение вообще вещь сложная, требующая творческого подхода и недюжинной самодисциплины, что далеко не каждому под силу. В итоге копирайтеры то здесь, то там урывками нахватают крупицы (куски) знаний, чтобы смело штурмовать биржи фриланса. Кто-то окунается в это с головой, а кто-то рассматривает это как дополнительный заработок.

Со стороны невольно возникает двойственный взгляд на ситуацию: вроде профессия копирайтера есть (есть круг умений и обязанностей), а вроде и нет, т.к. часто и заказчики и исполнители относятся к этому труду несерьезно, а специалистов не готовят в вузах или, хотя бы на авторитетных специализированных курсах. На фоне этих проблем особенно удивляют те единицы, которые, несмотря ни на что, пишут интересные и понятные SEO-тексты. 

А напоследок хочется спросить у нашего читателя: а что лично вы ожидаете от статьи на сайте и каковы ваши субъективные требования к качественному seo-тексту? Не стесняйтесь, напишите об этом развернутый комментарий! Нам принципиально важно ваше мнение!